Е. Е. Голубинский

Когда мы говорим, что при Владимире крещена была вся собственно русская Русь, то этого никак не должно понимать в том смысле, будто крещены были все до одного человека. Не желавших креститься, нет сомнения, было весьма много как в Киеве, так и вообще во всей Руси. В самом Киеве, т. е. именно в самом городе Киеве, полицейский надзор, как нужно предполагать, был настолько силен и действителен, что эти не желавшие не могли укрыться и должны были или креститься неволей, или спасаться бегством, или подвергнуться казням. Не в области Киевской, т. е. по ее пригородам и селам, и во всей остальной Руси, как по городам, так и по селам, значительная часть не желавших креститься имели полную возможность скрываться, а следовательно, и скрывались. Совершенная покорность русских в деле перемены веры .золе князя и так называемое мирное распространение христианства на Руси есть не что иное, как невозможная выдумка наших неумеренных патриотов, хотящих приносить здравый смысл в жертву своему патриотизму. Нет сомнения, что введение новой веры сопровождалось немалыми волнениями в народе, что были открытые сопротивления и бунты, хотя мы и не знаем о них никаких подробностей. О крещении новгородцев сохранилась пословица, что “Путята --крестил их мечом, а Добрыня огнем”. Это, очевидно, значит, что в Новгороде новая вера была встречена открытым возмущением и что для подавления последнего потребовались и были употреблены самые энергичные меры. Очень возможно, что подобные возмущения были и не в одном Новгороде.

Е. Е. Голубинский, историк русской церкви XIX в.
Вопросы и задания:
  1. Чем отличается точка зрения Е. Е. Голубинского от летописного рассказа о крещении киевлян?
 

Ответ

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразовываются в ссылки.
  • Allowed HTML tags: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Больше информации о возможностях форматирования