Скрынников Р. Г. – cовременный российский историк

Как повествуют церковные писатели, москвичи обступили Ивана III «на посаде у града» и стали пенять ему на то, что он разгневал хана, не платя ему дани, а ныне сам «нас выдаешь царю и татарам». Испуганный Иван побоялся остановиться на своем дворе в Кремле и провел целых две недели в пригородном Красном сельце, видя у народа мысль злую «поимания князя».
Как всегда, москвичи были исполнены патриотизма и требовали решительных действий против Орды. Только такие действия могли обеспечить безопасность столицы и всего государства. В этом пункте книжник не отступил от истины. В остальном его рассказ был сплошном вымыслом. Татары не посмели идти на Москву прямым путем и ушли в Литву, так что ни горожане, ни духовные лица не могли упрекнуть Ивана III в том, что он бежал от ордынцев и выдал и столицу.
Усугубляя ложь, летописец сочинил еще несколько басен. Великий князь будто бы приказал сыну покинуть армию и прибыть к двору в Москву. Узнав об отказе сына подчиниться его указу, Иван III якобы велел главному воеводе Д. Холмскому насильно доставить наследника в Москву. Но и в этот раз Иван Молодой «мужество показа» и отклонил домогательства отца, произнеся гордые слова: «...летьми зде (на Оке) умрети, нежели ко отцу ехати». Никаких боев на Оке, угрожавших жизни наследника, не происходило. Мнимый раздор между отцом и сыном попросту не имел под собой почвы.
Среди церковников едва ли не самым влиятельным человеком был ростовский архиепископ Вассиан Рыло. На совете с боярам Вассиан будто бы назвал Ивана III «бегуном» и обрушился на него с резкими упреками: «...вся кровь на тебе паде хрестиянская, что ты, видав их, бежишь прочь, а бою не поставя с татары и не бився с ними».
Нетрудно установить, в каком кругу были составлены обличения против Ивана III. То были церковники, вспомнившие о временах войны с Ахматом в тот момент, когда отношения между великим князем и высшим духовенством были близки к разрыву. Иван II отобрал у самой богатой и древней епархии – Новгородского Софийского дома – большую часть земельных богатств, поставил в митрополиты еретика Зосиму и, следуя советам «нестяжателей» - противников безмерного обогащения монастырей, готовился наложить руку на богатства московского духовенства. Обратившись к минувшим дням, церковники постарались очернить фигур Ивана III и доказать, что не он, а Вассиан Рыло был подлинным вдохновителем победы над Ордой.
Скрынников Р. Г. Падение татарского ига //
Скрынников Р. Г. На страже московских рубежей.
- М., 1986. - С. 27-42. С. 30-31.

Ответ

  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразовываются в ссылки.
  • Allowed HTML tags: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Больше информации о возможностях форматирования