Владимир II Мономах (1053-1125), князь смоленский (с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий князь киевский (с 1113 г.). Сын Всеволода I и дочери византийского императора Константина IX Мономаха – Марии. Боролся против княжеских междоусобий. Разгромил половцев вместе с другими князьями в походах 1103, 1107, 1111, 1116, 1120 гг. Разработал «устав», ограничивший произвол ростовщиков. В «Поучении» призывал сыновей и всех, «кто прочтёт», укреплять единство Руси, добиваться справедливого суда, следовать христианским заповедям.
Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней»
Владимир Всеволодович Мономах (1053-1125), великий князь киевский в 1113-25 гг., государственный деятель, военачальник и писатель. Сын князя Всеволода Ярославича (прозван Мономахом по имени матери – дочери византийского императора Константина Мономаха). В 1073 г. заключил в Сутейске мир с Польшей. В 1078 г. его отец стал киевским князем, а Владимир Всеволодович Мономах получил Чернигов. С 1093 г. Владимир Всеволодович Мономах вёл войну с половцами и их союзником Олегом Святославичем, которому вынужден был уступить Чернигов (1094 г.) и обосноваться в Переяславском княжестве, подвергавшемся постоянным набегам половцев. Поэтому Владимир Всеволодович Мономах был более всех заинтересован в прекращении княжеских междоусобиц и сплочении сил Руси для отпора половцам. Эту мысль Владимир Всеволодович Мономах настойчиво высказывал на княжеских съездах (1097, 1100, 1103 гг.). После Долобского съезда (1103 г.) Владимир Всеволодович Мономах стал вдохновителем и непосредственным руководителем военных походов против половцев (1103, 1107, 1111 гг.). Он начал прибегать к помощи народного ополчения. Половцы потерпели ряд поражений и надолго оставили русские земли.
После смерти (1113 г.) киевского князя Святополка Изяславича в Киеве вспыхнуло народное восстание; верхи киевского общества призвали на княжение Владимира Всеволодовича Мономаха. Став киевским князем, он подавил восстание, но в то же время вынужден был законодательным путём несколько смягчить положение низов. Так возник устав Владимира Всеволодовича Мономаха, который, не покушаясь на основы феодальных отношений, стремился хотя бы декларативно облегчить положение должников и закупов. Таким же духом проникнуто и «Поучение» Владимира Всеволодовича Мономаха, где он выступает за установление мира между феодалами и крестьянами. «Поучение» является ярким памятником древнерусской литературы, написанным талантливо и с литературным блеском.
Княжение Владимира Всеволодовича Мономаха было временем усиления Киевской Руси. Владимир Всеволодович Мономах сумел объединить до 3/4 территории Древнерусского государства и прекратить княжеские междоусобицы. После смерти Владимира Всеволодовича Мономаха феодальная раздробленность Руси вновь усилилась.
Литература:
- Повесть временных лет. Ч. 1-2, М.-Л., 1950;
- Правда Русская. Т. 1 – Тексты, М.-Л., 1940;
- Правда Русская. Т. 2 – Комментарии, М.-Л., 1947, с. 425-534;
- Будовниц И. У., Владимир Мономах и его военная доктрина, в сб.: Исторические записки, т. 22, [М.], 1947;
- его же, «Изборник» Святослава 1076 года и «Поучение» Владимира Мономаха и их место в истории русской общественной мысли, в сб.: Труды отдела древнерусской литературы, [т.] 10, М.-Л.,1954;
- Ивакин И. М., Князь Владимир Мономах и его Поучение, ч. 1, М., 1901;
- Тихомиров М. Н., Исследование о Русской правде, М.-Л., 1941, гл. 23.
И. У. Будовниц.
Большая советская энциклопедия
Владимир Всеволодович Мономах (церковное имя Василий) (1052-1125) – князь смоленский (с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.) великий князь киевский (1113-1125 гг.), военачальник, писатель, сын киевского князя Всеволода Ярославича и греческой княжны Анны (Марии) Koнстантиновны Мономах, дочери византийского императора Константина IX Мономаха, и потому получил это прозвище.
В 1077 г. Мономах впервые выступил в борьбе с кочевниками – половцами, выполняя приказ великого киевского князя Изяслава.
Среди русских князей снискал себе славу миротворца. Но стремление поддерживать мир между князьями нередко приводило князя Владимира в самый центр междоусобных войн. В 1078 г. участвовал в бою на Нежатиной Ниве, где решался междоусобный спор о киевском княжении, когда его отец стал киевским князем. Будучи князем смоленским, Владимир получил от отца в 1078 г. в правление Чернигов. Владея им, возвел в своей резиденции замок в Любече с глубокими подземными ходами для хранения сокровищ, запасов продовольствия и воды на случай осады. Но, когда в 1094 г. князь Олег Святославович явился под стены Чернигова во главе половецкого войска, желая заполучить город, в котором когда-то правил его отец, Владимир не пожелал устраивать сражение и ушел из города с небольшой дружиной в Переславль, где и княжил, спасая народ от бесчинств половцев. Позже он передал Переславль своему брату Ростиславу и княжил в Смоленске. Стремился поддерживать мир с удельными князьями, помогал им в борьбе с врагами: черниговскому князю Святославу – с немецким императором Генрихом IV, когда «ходил с дружиною» через Богемию в Силезию. Был одним из инициаторов и активных участников съездов удельных князей – в Любече (в 1097 г.) и в Уветичах (Витичеве) (в 1100 г.).
Отец, Великий князь Киевский Всеволод, завещал Владимиру Великое княжение, но Мономах, не желая возобновления междоусобных войн, отказался от этой чести и собственноручно провозгласил великим князем Киевским своего двоюродного брата Святополка II Изяславича. Вместе с ним участвовал в походах против половцев. В отношениях с удельными правителями стремился поддерживать мир. Завещание Всеволода осуществилось лишь после смерти Святополка II Изяславовича.
В 1113 г. в Киеве вспыхнуло народное восстание против ростовщиков. В надежде на прекращение смуты, верхушка знатных киевлян призвала Владимира на княжение с просьбой «спасти от неистовой черни». Подавив смуту, Владимир увидел необходимость разобраться в ее причинах. Выступая примирителем социальных противоречий, он урегулировал ряд норм долгового права. Это нашло отражение в Уставе Владимира Мономаха о резах (то есть процентах) и было включено позднее в пространную редакцию Русской Правды. Уставом было улучшено положение должников и закупов (наемников), отменено холопство за долги и установлен точный размер взимаемых процентов для заимодавцев (не более 100 %). Устав оградил бедноту от произвола ростовщиков и от порабощения людей за долги.
Затяжной характер при правлении Владимира Мономаха носила борьба с половцами (в 1116-1120 гг.). Стремясь поддерживать мир с князьями, Мономах помогал им в борьбе с кочевниками. Почти двадцать раз заключал с половцами мир (среди самых известных – 1077, 1093, 1094, 1095, 1101, 1103, 1107, 1110, 1111 гг.). Летопись сообщает, что в одном из сражений был пленен половецкий князь Бедлюз. Мономах подталкивал других князей к тому, чтобы вести в отношении захватчиков наступательную, а не оборонительную политику (походы 1101, 1103 гг. и др.), был инициатором ответных нападений на половцев (1095 г.). Применял тактику глубоких рейдов во вражеские земли с целью уничтожения основных сил противника. При организации походов применял сборы народного ополчения. Когда половцы отступили, надолго прекратив набеги на Русь, это создало князю Владимиру большую популярность.
В 1116 г. Владимир Мономах послал в поход против половцев своего сына Мстилава. Сам же Мономах в том году воевал против Византии, поддерживая свергнутого византийского императора Диогена (дочь Мономаха Мария была замужем за сыном Диогена). Диоген погиб, война прекратилась.
Активно поддерживал борьбу новгородцев и псковитян против племени чудь на северо-западе (недалеко от Чудского озера); на северо-востоке сын Мономаха Юрий Долгорукий одержал победу против болгар и мордвы. В 1120 г. были изгнаны с Руси печенеги.
Княжение Владимира Мономаха было временем политического к экономического усиления Руси, расцвета культуры и литературы. При нем строились церкви, создавались летописные своды, началось составление Печерского патерика, включившего жития Антония и Феодосия Печерских, княгини Ольги, Владимира I Святославича, князей Бориса и Глеба и других русских князей. В это время игумен Даниил составил описание своего путешествия в Иерусалим.
Владимир Мономах был широко образованным для своего времени человеком, обладал литературным талантом. Его Поучение своим детям (около 1117 г.) завершалось коротким описанием его жизни и письмом к черниговскому князю Олегу. В Поучении Мономах выступил как «о земле великой печальник», мудрый государственный деятель русской земли, «заботливый домовладыка», просвещенный мыслитель, отважный воин и страстный охотник, начитанный книжник, блестящий мастер слова. Обращаясь к детям, автор восклицал: «Дети! Не бойтесь ни рати, ни зверя, делайте мужское дело, ничто не может вам вредить!». И добавлял: «Не забывайте убогих, сирот и вдов»!»Поэтическое «удивление» князя красотами природы делают его труд достойным предшественником Слова о полку Игореве. Главное в Поучении – это призыв к единству Руси, братолюбию, осуждение междуусобиц. Продолжив также законодательную работу Ярослава Мудрого, он внес в Русскую правду много изменений. Их целью была необходимость утверждения «закона» - справедливого («праведного») суда по христианским заповедям.
От первой жены – англо-саксонской королевны Гиды Гарольдовны (ум. в 1107 г.) Вдалимир Мономах имел пять сыновей: Мстислава, Ярополка, Вячеслава, Георгия (Юрия) и Андрея. От второй жены (происхождение ее неизвестно, имя – предположительно – Евфимия) были дети – Изяслав, Ростислав, Роман, Глеб, Святослав. (Возможно, была третья жена, от которой родились дети Изяслав и Ростислав).
Киевское княжение по завещанию передал старшему Мстиславу Удалому, установив тем самым новый порядок престолонаследия, направленный на централизацию княжеской власти. Владимир Мономах был одним из последних великих князей киевских, при которых держалось единство Руси. После смерти его сына Мстислава, правившего всего 7 лет, летописец записал: «раздрася вся земля русская».
Летопись сохранила нам предание о переданных Мономаху в наследство от деда по материнской линии (византийского императора Константина Мономаха) знаках царского достоинства – бармах (накидка на плечи и оплечья) и шапке («Шапке Мономаха») – бармы якобы прислал византийской император Алексей Комнин, а шапку – митрополиит эфесский Неофит (он-то и возложил ее на голову Владимира, назвав его царем). Позднее московские государи в XV-XVI вв. использовали эти знаки царского достоинства при короновании. «Шапка Мономаха» хранится ныне в Оружейной палате Московского Кремля.
Владимир Мономах умер 19 мая 1125 г., будучи в походе на реке Альте. По словам летописи, «слава его прошла по всем странам, особенно же был он страшен поганым; был он братолюбец и нищелюбец и добрый страдалец за Русскую землю». Киевская Русь в обстановке междуусобной борьбы на краткий миг вернула при Мономахе свою былую славу. Дореволюционная русская историография в лице С. М. Соловьева высоко оценивала заслуги этого правителя («Мономах не возвышался над понятиями своего века, не шел наперекор им, не хотел изменить существующий порядок вещей, но личными доблестями, строгим исполнением обязанностей прикрывал недостатки существующего порядка, делал его не только сносным для народа, но даже способным удовлетворить его общественные потребности»).
Похоронен в Киеве, в соборе Святой Софии.
Литература:
- Ивакин И. М. Князь Владимир Мономах и его Поучение. М., 1901;
- Каргалов В. В., Сахаров А. Н. Полководцы Древней Руси. М., 1985;
- Орлов А. С. Владимир Мономах. М.-Л., 1946;
- Сахаров А. Н. Владимир Мономах или Половецкие тучи над Русью. М., 2002;
- Соловьев С. M. История России с древнейших времен. Кн. 1, Т. I. М., 1988.
Лев Пушкарев, Ирина Пушкарева
Энциклопедия «Кругосвет»
Владимир-Василий Всеволодович, по прозванию Мономах, сын Всеволода Ярославича, один из замечательнейших русских князей Киевской Руси. Родился в 1053 г. При жизни отца был сначала князем в Смоленске, с которым позднее соединил Чернигов. Когда Всеволод умер, киевляне желали видеть Владимира своим князем, но он, соблюдая очередь старшинства, уступил Киев своему двоюродному брату Святополку Изяславичу. Вскоре он должен был оставить Чернигов, занятый другим его двоюродным братом, Святославичем, и удалился на первоначальный «стол отень», в Переяслявль. В 1113 г. умер Святополк Изяславич, и Владимир по новым настойчивым просьбам киевлян занял киевский стол, на этот раз нарушив право старшего в роде, Олега Святославича. Мирное население одинаково страдало тогда и от княжеских усобиц, и от нападений половцев. Владимир употребил много усилий на борьбу с теми и другими. Ранние его выступления против половцев были не вполне удачны; так, в 1093 г. он, действуя в союзе с Святополком Изяславичем, потерпел от них двойное поражение – на реке Стугне и при селе Желани. Точно так же не всегда удавались ему сначала и попытки сплотить русских князей для борьбы с общим врагом; благодаря его влиянию, было достигнуто объединение князей на Любечском съезде (1097 г.), но вскоре оно было нарушено, и половцы снова появились на Руси, призываемые самими князьями. С течением времени, однако, усилия Владимира увенчались успехом: он добился того, что после ряда поражений, нанесенных объединившимися русскими князьями (например, на урочище Сутень и при Лубнах), половцы прекратили на время свои набеги. Не раз содействовал Владимир мирному исходу возникавших распрей, являясь, обыкновенно, защитником обиженной стороны. Когда, например, Василько Ростиславич был ослеплен Давыдом Волынским, с согласия киевского великого князя Святополка, Владимир предупредил грозившую стать общей усобицу, убедив князей восстановить нарушенную справедливость наказанием виновника. Эта миротворческая деятельность Владимира принимает особенно широкие размеры с того времени, как он становится великим князем Киевским. Отдельные его мероприятия теперь начинают складываться в определенную политическую систему. Он стремится к сосредоточению в своих руках наиболее важных русских областей, поручая их своим сыновьям; в Новгороде сажает Мстислава, в Переяславле – Святополка, а после его смерти – Ярополка, в Смоленске – Вячеслава, в Суздальской земле – Юрия. Путем брачных связей, а частью и с помощью силы, он подчиняет своему влиянию и более отдаленные земли – турово-пинскую, волынскую и полоцкую. В результате Владимир становится действительно «старейшим князем» в Русской земле, который мог направлять на общее дело разрозненные силы удельных князей и страхом наказания удерживать их в повиновении. С другой стороны, в политике Владимира заметно выступает желание закрепить достигнутое объединение владений, а с ним и старейшинство за своим родом, чтобы самую идею старейшинства поставить на более прочное династическое основание. В этих видах он еще при жизни переводит старшего сына своего Мстислава из Новгорода в Белгород, обеспечивая тем возможность передать ему киевский стол, уже по новому порядку. Большое внимание уделял Владимир и внутренней жизни населения, в частности – устройству суда и управления. С его именем, например, связаны вошедшие в состав «Русской Правды» постановления о процентах («о резе») и закупах, принятые на созванном им в Берестове съезде «мужей» его и Олега Святославича. В его «Поучении» детям содержатся разнообразные наставления, явно внушенные ему собственным опытом. Блестящие результаты деятельности Владимира привлекли к нему симпатии населения и окружили его имя в народной памяти особым ореолом. Летописец называет его «чудным князем», «милостивым паче меры», «жалостливым». Название «Мономах» он получил, вероятно, по своему делу со стороны матери, которая, по некоторым известиям, была дочерью византийского императора Константина Мономаха. По другому объяснению, он получил это название потому, что, во время похода на генуэзцев, убил на поединке генуэзского князя (мономах-единоборец). Исключительное положение, какое Владимир занял среди русских князей, дало повод к образованию легенды, будто он был венчан на царство митрополитом Неофитом, который при этом возложил на него знаки царского достоинства - венец и бармы, присланные византийским императором. Поэтому и венец московских государей стал впоследствии называться шапкой Мономаха. Владимир умер 19 мая 1125 г. Он был женат три раза; первой его женой была английская королевна Гида Геральдовна.
Последние комментарии
2 года 5 недель назад
2 года 43 неделя назад
2 года 43 неделя назад
3 года 17 недель назад
6 лет 6 недель назад
10 лет 43 неделя назад
10 лет 46 недель назад
11 лет 37 недель назад
11 лет 38 недель назад
11 лет 49 недель назад