Б. Д. Греков - советский историк

Оформлению и укреплению феодального базиса служил и такой важный, дошедший до нас законодательный памятник, как «Русская Правда». Следует подчеркнуть, что этот содержательнейший сборник восточнославянских, иначе русских, законов слагался длительное время и отражает следы развития русского общества на протяжении многих веков.
«Русская Правда» состоит из трех частей. Первая, древнейшая, её часть не датирована и на основе сопоставления некоторых статей открытиями советских археологов может быть отнесена, как уже говорилось, к VII—VIII векам.
Вторая часть «Русской Правды» датирована временем смерти Ярослава и совещания его сыновей, составивших новую «Правду» а основе старой, внеся туда ряд изменений и новшеств. Это — середина XI века.
Третья часть — в большой мере продукт законодательной деятельности Владимира Мономаха, явившегося в Киев в связи с известным восстанием горожан и сельского населения 1113 г.
Если всмотреться во все три части «Русской Правды», то нетрудно будет заметить, как русское общество развивается по этапам, как заметно отмирают пережитки родового строя, как интенсивно происходит процесс феодализации общества, как феодальная надстройка помогает оформиться и укрепиться феодальному базису. «Русская Правда» — закон феодальный. Он защищал интересы господствующего класса феодального общества, т.е. крупных землевладельцев, укреплял их права на землю и сидящих на этой земле земледельцев-крестьян, которых тогда называли смердами.
Много важных деталей из жизни как высших классов общества, так и «низов» отмечено в «Русской Правде». Мы можем войти в жилище феодала, увидеть его хозяйство, непосредственно зависимых от него производителей разных категорий (смерды, рядовичи и холопы), можем увидеть, как и в каких условиях работают эти поди, как трудно им живется, как дёшево ценится их жизнь.
Мы знаем, что смерды не относились к феодализации общества пассивно. Вставая на путь борьбы с классом феодалов, смерды, как сообщает летопись, часто брались за оружие. Нам известны большие антифеодальные восстания древнерусского крестьянства. Такие восстания происходили в 1068—1071 и в 1113 гг. Однако крестьяне боролись со своими господами и другими, менее заметными, но систематически действовавшими средствами: они запахивали господскую межу, перехватывали господскую птицу и домашних животных, иногда убивали господских приказчиков. Все эти формы классовой борьбы крестьянства против своих феодалов нашли отражение в «Русской Правде». Господствующий класс землевладельцев-феодалов отвечал на эти крестьянские выступления суровыми наказаниями, а иногда был вынужден прибегать к лавированию и временным компромиссам. «Русская Правда» в полной мере отразила эту политику господствующего класса феодалов. Мы видим, таким образом, что древнерусское законодательство помогало оформиться и укрепиться феодальному базису.
Мы видим, что надстройка действительно превратилась в величайшую активную силу. Государство в лице киевского великого князя помогало боярству путем раздач земель, укрепления и расширения его власти над крестьянством, т.е. в конце концов содействовало превращению старой боярской вотчины в сеньерию. Изменялась при этом и форма эксплуатации крестьянства в крупных владениях сеньеров.
Генезис феодализма в России // Греков Б.Д. Киевская Русь. — М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. — (Историческая библиотека). С. 628-630.

Вопросы и задания:

  1. Из каких частей состоит «Русская Правда»?
  2. Какую информацию можно извлечь из древнейшего законодательного сборника?