Сатирикон. Начало Руси

I. СЛАВЯНЕ
Люди с русыми волосами, серыми глазами и румяными лицами назывались славянами. Все же остальные назывались славянофилами и неославянами.
Славяне любили быть высокого роста и энергично тянулись головами к небу. С малорослых они брали подписку, в которой малорослый обязывался в известный срок вырасти и достигнуть известной нормы.
Когда же по истечении срока давшие подписку не вырастали, их ссылали на берега Днепра, где малорослые вскоре и основали свое собственное государство под названием Малороссия.
В отместку за ссылку малороссы и придумали пословицы: «высокий до неба, да дурний як треба» и «велика Федора, да дура».
Жили славяне на берегах рек, но им не запрещалось отлучаться от берегов и совершать прогулки вне черты славянской оседлости.
Занимались они ловлей невест, рыб и зверей. Первых, вторых и третьих было такое множество, что часто ловили их голыми руками и даже голыми ногами, ибо в летнее время славяне ходили почти голыми, каковое платье в те времена считалось весьма модным и щеголеватым.
Рыбу славяне жарили и варили. Со зверей снимали шкуру и отпускали их на волю. Невесты же в свою очередь сдирали шкуру со славян и отсылали своим родителям.
Последний акт назывался «вено».
Характер славян представлял смесь хороших и дурных качеств.
С одной стороны они были храбры, но с другой стороны храбры не были, вследствие чего исход битвы зависел от того, с какой стороны к ним подходил неприятель — с храброй или не с храброй.
Сражались они врассыпную, но, потеряв сражение, бежали дружной толпой и сомкнутыми рядами.
Иногда они прибегали к хитрости. Притворным бегством заманивали неприятеля в лес и оттуда больше не выходили, оставив, таким образом, неприятеля с носом и в дураках.
Славяне отличались большим гостеприимством. Гостю отводилось лучшее место в доме и отдавались лучшие куски. Позволялось даже украсть у соседа, чтобы угостить странника. Позволялось даже любимую жену отдавать гостю.
Но какой счет потом представлялся гостю, неизвестно историкам.
Должно быть, счет представлялся порядочный. Это видно из того факта, что к славянам не часто ездили в гости.
Брак у них заключался без излишних проволочек.
Мужчина накидывал на голову нравившейся ему женщины мешок, связывал руки и тащил в свой дом; таким образом, брак заключался с обоюдного согласия.
Еще меньше проволочек требовал развод. Например, отделение головы от туловища у жены считалось достаточным поводом к разводу, и с первого же момента муж, отрубивший голову жене, считался снова холостым и мог беспрепятственно жениться на другой.
Религия у славян была простая и общедоступная. Они поклонялись всему, что бог послал.
Увидят пень и станут перед ним на колени. Поймают зверя, и давай перед ним молиться, прежде чем снимут с него шкуру.
Один пень сделал большую карьеру. Для него построили храм и наняли жрецов. Пню дали имя Перун и подчинили ему солнце, гром и все остальные божества.
Некоторые из славянских племен жили в городах и управлялись князьями. Князья же неизвестно кем управлялись, и хотя некоторые историки уверяют, что они управлялись вечем, им никто еще до сих пор не поверил.
 
II. ПРОИСХОЖДЕНИЕ РУССКОГО ГОСУДАРСТВА
Племя русь в первый раз появилось в России в 862 году. Откуда оно появилось, никому не было известно.
Все в этом племени были беспаспортные и на расспросы летописцев давали уклончивые ответы.
— Мы происходим от Адама! — говорили одни.
Летописцы накидывались на свои пергаменты, чтобы записать эти слова. Но тут подходили другие из племени русь и не без лукавства замечали:
— Вас обманули, господа летописцы. Мы происходим от Евы.
И бедные летописцы тщетно ломали головы, стараясь угадать, какой из этих двух разноречивых ответов можно считать верным.
Жили тогда славяне, следуя строго обычаям предков, — в вечной ссоре и беспрерывной драке между собой.
Синяк под глазом или вывороченная скула, как у нынешних боксеров, считались почетными знаками и лучшим доказательством мужской красоты и отваги.
Несмотря, однако, на отчаянную отвагу, славяне всем платили дань, не желая, по-видимому, отступать от преданий седой старины.
Северные славяне платили дань варягам. Южные – хазарам. Восточные – половцам. Западные – немцам. Юго-восточные славяне платили и немцам, и варягам.
Иногда северные славяне тайком от южных славян приносили дань хазарам. Когда это обнаруживалось, южные славяне в долгу не оставались и, выбрав ночку потемнее, отправлялись тайком от северных славян к варягам и приносили им дань.
На этой почве у южных и северных славян весьма часто возникали войны, которые в большинстве случаев кончались вничью.
Южные славяне возвращались к себе на юг, сообщая всем по дороге:
— Здорово мы отколотили северных славян. Больше не сунутся с данью к нашим хазарам.
Северные же славяне всем по дороге рассказывали:
— Ну и отдубасили мы южных славян!
Будут знать, как платить дань нашим варягам!
В конце концов, славяне всех стран света так перессорились между собой, что вмешательство иностранных государств стало необходимым.
Славяне не стали ждать, пока чужеземцы придут в их страну, и сами позвали их к себе.
— Так-то почетнее будет! — сказали умные славяне.
И отправили к чужеземцам послов.
 
III ПРИЗВАНИЕ ВАРЯГОВ
Летописцы на основании не дошедших до нас рукописей так рассказывают о призвании варягов.
Славянские послы обулись в праздничные портянки и самые модные для того времени лапти.
Брюк в то время еще не носили. Даже князья, управляя своими народами, оставались без брюк при исполнении своих княжеских обязанностей.
На плечи послы накинули по звериной шкуре. Взяли по котомке с хлебом и отправились к варягам.
Пришедши к варягам, послы потихоньку заглянули в шпаргалки, которые на всякий случай носили в кармане, и выпалили из Иловайского: «Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами».
За знание истории варяги поставили послам пять, а потом приступили к деловому разговору.
— Зачем вам порядок? — спросили варяги.
Послы переглянулись и почесали затылки. Видно было, что к этому вопросу они совершенно не были подготовлены.
— Да как же без порядка? — стали они мямлить. — Нужен порядок...
— Зачем же нужен?
— Для порядка, значит, нужен. Сами знаете, без порядка какой же порядок?
Варяги засмеялись.
— Ну хорошо, — сказали они, — порядок нужен для порядка. А земля ваша действительно велика?
Послы оживились.
— Велика?! Ишь ты, чего захотели! Это только для красного словца говорится. Куренка, к примеру сказать, и того выпустить некуда. Сейчас его либо половчанин схватит, либо хазарин унесет, либо к вашей милости на сковороду попадет. Совсем безземельные...
— А земля ваша действительно обильна?
— Обильна ссорами.
Заметив, что слова эти произвели на варягов нехорошее впечатление, послы бросились в ноги и завопили:
— Ваши благородия! Не оставьте нас, сирот. Вы наши отцы, мы ваши дети. Приходите учить нас уму-разуму.
После небольшого колебания варяги согласились принять власть над славянами.
Три брата – Рюрик, Синеус и Трувор – с дружинами пошли к славянам. Рюрика приняли с удовольствием.
— Хоть и не Рюрикович, — говорили про него послы, — но его потомки будут Рюриковичами.
Синеуса приняли благосклонно.
— Усы выкрасим, — решили послы, — и он сделается Черноусом.
Но насчет Трувора возникли прения.
— Пойдут от него Труворовичи, — говорили послы, — а мы люди робкие. Раструворуют нашу землю самым лучшим манером.
Но варяги шутить не любили, и пришлось уступить.
От Труворовичей и пошли на Руси интенданты, приказные, хожалые.
 
IV ОЛЕГ
Самым популярным из первых князей, попавших в историю, сделался Олег, впоследствии князь киевский.
О взятии этим князем Киева летописец Нестор, со слов очевидца Иловайского, рассказывает следующее.
— Вот мой документ.
При этих словах Олег поднял над головой своей малолетнего Игоря, сына Рюрика.
Аскольд и Дир хотели сказать Олегу, что в Киеве мальчик не только документом на княжение, но и простым метрическим свидетельством служить не может.
Но прежде чем они успели открыть рты, Олег приказал убить их и похоронить на Аскольдовой могиле.
После этого Олег любезно осведомился у киевлян:
— Кому платите дань?
— Прежде платили хазарам.
— А теперь мне будете платить.
Киевляне почесали затылки и робко сказали:
— Но хазары могут прийти и побить нас.
Олег рассмеялся.
— Эка важность, что побьют. Побьют и устанут, а потом уйдут.
Киевляне увидели, что князь рассуждает логично, и решили:
— Будем платить ему дань.
Киев так понравился Олегу, что в порыве восторга он приказал ему:
— Будь матерью городов русских!
Сказав эти слова, Олег поселился в Киеве.
Киев же, несмотря на свою явную принадлежность к мужскому роду, не посмел ослушаться грозного князя и стал матерью.
Вскоре Олег покорил много народов — своих и чужих.
Однажды он подплыл на своих ладьях к самому Царьграду и, улучив удобную минуту, прибил свой щит к вратам города.
Греки на следующий день долго ломали головы, не зная, кто мог это сделать и зачем?
Наконец они догадались:
— Должно быть, у этого доброго человека было два щита, и один из них он тайно принес нам в дар.
И они решили остаться со щитом.
И еще много блестящих войн вел Олег, и еще много земель он завоевал.
Вообще, этот воинственный князь не признавал чужой собственности и вещи своих соседей считал своими, за что и был назван Вещим.
О смерти Олега существует прекрасная легенда.
Один кудесник предсказал, что князь умрет от своего любимого коня. Олег велел по-прежнему кормить коня, но больше на него не садился. По возвращении из похода князь спросил:
— А где мой любимый конь?
Шталмейстеры смутились и ответили:
— И... и... издох!
Смущение показалось подозрительным Олегу.
— Хочу видеть его кости, — лукаво усмехнувшись, сказал князь. — Шкуру его я видел... на другом коне!
Шталмейстеры повели Олега на какой-то курган, с которого его принесли обратно мертвым. Последнее слово князя было: «Змея!»
Из этого историки делают заключение, что Олег умер от укуса змеи. Но опытные чиновники и киевские интенданты только улыбаются наивности историков и объясняют инцидент с конем несколько иначе...
 
V. ИГОРЬ
Преемником Вещего Олега был Игорь.
Этот князь был большим неудачником, и ни в чем ему не везло.
Он воевал с печенегами, но последние оказались воинами храбрыми, и князь Игорь терпел неудачи.
Предпринял поход на Византию, но неудачно. Греки укрылись под щитом Олега и оттуда поражали стрелами Игорево войско.
Вынужденный заключить мир с греками, он заключил его неудачно. Греки и русские поклялись сохранить мир до тех пор, пока будет сиять солнце и стоять мир. Но вскоре солнце перестало сиять, так как наступила осень, а миры перестали стоять и начали вертеться вокруг своих осей, и война снова грянула.
Поехал князь собирать дань, но и тут ему не повезло. Подчиненные народы отказались платить дань, а древляне привязали его к вершинам двух пригнутых к земле деревьев и отпустили деревья.
Его разорвало пополам, вследствие чего он умер.
После смерти Игоря жена его Ольга и малолетний сын Святослав остались без всяких средств к жизни, ибо дани он не собрал, а киевское княжество не могло считаться «средством к жизни».
В самом деле, какие это были «средства»? Кто хотел, мог подплыть к стенам города и приказать:
— Платите мне дань!
И киевляне платили бы.
 
VI ОЛЬГА
Оставшись вдовой с малолетним сыном на руках, княгиня не растерялась и объявила киевлянам:
— Буду вами править!
— Правь, — равнодушно ответили киевляне.
Ольга начала княжить именем сына...
 

Вопросы и задания:

  1. Чем, на твой взгляд, отличается текст сатириконовской истории от исторических исследований?