Витязь на распутье. Московское государство в XV веке. Иван Великий, Государь всея Руси

Скрынников Р. Г. – cовременный российский историк

Как повествуют церковные писатели, москвичи обступили Ивана III «на посаде у града» и стали пенять ему на то, что он разгневал хана, не платя ему дани, а ныне сам «нас выдаешь царю и татарам». Испуганный Иван побоялся остановиться на своем дворе в Кремле и провел целых две недели в пригородном Красном сельце, видя у народа мысль злую «поимания князя».

Я. С. Лурье - cоветский и российский историк.

Уже осенью 1471 г., сразу после Коростынского мира, псковичи были поражены необычным зрелищем: в Псков из Ливонии прибыла невеста Ивана III, племянница «царьградского царя Константина»: невесту эту, по сообщению Псковской 3-й летописи, сопровождал «свой владыка, не по чину нашему оболчен... не имея же поклонениа к иконам, и креста на себе рукою не перекрестяся...». Это был папский нунций Бонумбре, сопровождавший Зою Палеолог, которую на Руси назвали Софией.

Костомаров Н. И. – российский историк XIX в.

Русские историки называют Ивана Великим. Действительно, нельзя не удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какою он умел преследовать избранные цели, его уменью кстати пользовать благоприятными обстоятельствами и выбирать надлежащие средства для достижения своих целей; но не следует, однако, упускать из вида при суждении о заслугах Ивана Васильевича, того, что истинное величие исторических лиц в том положении, которое занимал Иван Васильевич, должно измеряться степенью благотворного стремления доставить своему народу возможно большее благосостояние и способствовать его духовному развитию: с этой стороны государствование Ивана Васильевича представляет мало данных.

Карамзин Николай Михайлович (1766–1826) – русский писатель, историк, автор многотомной “Истории государства Российского”

Мудрый Иоанн должен был для славы и силы отечества присоединить область Новгородскую к своей державе: хвала ему! Однако ж сопротивление новгородцев не есть бунт каких-нибудь якобинцев, они сражались за древние свои уставы и права, данные им отчасти самими великими князьями, например Ярославом, утвердителем их вольности. Они поступили только безрассудно: им должно было предвидеть, что сопротивление обратится в гибель Новгороду, и благоразумие требовало от них добровольной жертвы.

Михалон Литвин. Извлечение из второго фрагмента

Москвитяне и татары намного уступают литвинам в силах, но превосходят их трудолюбием, любовью к порядку, умеренностью, храбростью и прочими достоинствами, которыми упрочиваются королевства. Приносят татарам эти достоинства те выгоды, что они владеют множеством скота, отнятого у нас, и, так со временем возвысившись, они услаждаются ежегодными дарами от Священного Величества Вашего, [будучи], как известно, друзьями-союзниками, с которыми и прежде литвины всегда заключали договоры.

Стояние на Угре

Версия 1-я (официальная, Типографская летопись):

Князь же великый сына и брата и воевод своих на Угру послал с всеми силами и, пришедше, сташа на Угре и броды и перевозы отняша, а сам князь великый еха с Коломны на Москву к всемилостивому Спасу и пречистой госпожи Богородици и ко святым чюдотворцем, прося помощи и заступлениа православному хрестьяньству, на совет и думу к своему отцу к митрополиту Геронтию и к своей матери, великой княгине Марфе, и к своему дяде, князю Михаилу Андреевичю, и к духовному своему отцу, архиепископу Ростовскому Васияну, и ко всем своим боярам, вси бо тогда быша в осаде на Москве, и молиша его великим молением, чтобы стоял крепко за православное хрестьянство противу бесерменовству.

Московская повесть о походе Ивана III на Новгород

Некоторые же из них: посадничьи дети Исаака Борецкого с матерью их Марфою и с остальными иными изменниками, подученные дьяволом, хуже бесов стали прельстителями на по гибель земле своей и себе на пагубу, начали непристойные и соблазнительные речи высказывать и, на вече являясь, кричать: “Не хотим за великого князя московского, и вотчиной зваться его не хотим! Вольные все мы люди – Великий Новгород, а московский князь великий многие обиды и неправды над нами чинит! А хотим за короля польского и великого князя литовского Казимира!”

Витязь на распутье. Московское государство в XV веке. Иван Великий, Государь всея Руси

Иван III Васильевич (известен также как Иван Великий; 22 января 1440 — 27 октября 1505) — великий князь московский с 1462 по 1505 год, сын московского великого князя Василия II Васильевича Тёмного.
RSS-материал