Древняя Русь: быт и нравы

Б. А. Романов – советский историк (1)

 Насколько условно и относительно отмеченное выше противопоставление у летописца «тихого и кроткого» нрава полян «звериным» правам древлян и прочих, можно убедиться, обратившись к так называемой «Древнейшей Русской Правде». В ней записано то дохристианское право, которое под именем «Закона русского» фигурирует в договорах Олега и Игоря еще в X в. Оно хорошо отразило нравы той среды, в которой возникло и сложилось. Эта среда дружинно-купеческая.

Б. А. Романов - советский историк (2)

Холоп слишком заполонил повседневный быт всего а господствующего класса, чтобы без него можно было обойтись даже в запретных для него по закону житейских положениях. В вопросе о свидетельских показаниях, мы уже видели, было сделано исключение в пользу боярского тиуна. Но присказка этой (66-й) статьи «Пространной Правды» - «а послушьства на холопа не складають, но оже не будет свободнаго, то по нужи сложити на боярьска тивуна, а на инех не складывати» (сама по себе свидетельствующая этим запрещением о распространенности запрещаемого), - на деле оказывалась плохим барьером.

Б. А. Романов - советский историк (3)

Венчальный брак – это последний вариант избавления от бед для нашего героя: «...или ми речеши: женися у богата тестя, чти [чести] великиа ради; ту [там] пий и яжь [пей и ешь]?». Отвергая и этот вариант, «Послание» XIII в. исходит, по существу, из церковно-политической схемы: «Женам глава мужи, а мужем князь, а князем бог», не связывая ее, однако, ни с каким церковничьим авторитетом и упоминая о ней даже вне прямой связи с темой о брачном варианте.

Б. А. Романов - советский историк (4)

К концу XII в. налицо уже четкое деление прежнего дружинного товарищества на «бояр думающих» и «мужей храборствующих» - эволюция, дававшая себя знать в таких эпизодах, как описанный летописцем случай с князем, задумавшим нападение на другого без совета с боярством: «И рекоша ему дружина его, о себе [т. е. без нас] еси, княже, замыслил, а не едем по тебе», а тот, «возрев на децки» (служилую молодежь своего двора), сказал: «А се будут мои бояре».

Б. А. Романов - советский историк (5)

Как далеко его представление о князе от классического облика первых, еще языческих властителей империи Рюриковичей, данного в церковных записях «Повести временных лет». Это не Игорь, павший (под Коростенем) жертвой собственных хищнических приемов примучивания славянских племен «многими» данями и соревнования на этой почве между отдельными группами и не Святослав, герой дружинного эпоса, гроза степей п «варвар», в своих широких политических планах оторвавшийся от родной почвы («ты, княже чюжея земли ищеши и блюдеши, а своея ся охабив»), образец увлекательной личной храбрости и чемпион походного искусства, поплатившийся собственным черепом («лбом», из которого была сделана чаша убившими его печенегами) за тот трепет, в котором умел держать саму Византийскую империю.

Слово Даниила Заточника, написанное им своему князю Ярославу Владимировичу

Вострубим, как в златокованные трубы, во все силы ума своего, и заиграем в серебряные органы гордости своей мудростью. Восстань, слава моя, восстань в псалтыри и гуслях. Встану рано и расскажу тебе. Да раскрою в притчах загадки мои и возвещу в народах славу мою. Ибо сердце умного укрепляется в теле его красотою и мудростью.

Рассказ о строительной деятельности Ярослава Мудрого и пользе книжного учения

В год 6545 (1037). Заложил Ярослав город большой, у которого сейчас заложил Золотые ворота и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь святой Богородицы Благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. При нем начала вера христианская плодиться и распространяться, и черноризцы стали множиться, и монастыри появляться. Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их ночью и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением божественным. Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскудевающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное.

Правда Русская ("Древнейшая правда")

1. Если убьет муж мужа, то мстить (за убийство) брату за брата, или сыну за отца, или отцу за сына, или сыну брата, или сыну сестры; если не будет никто мстить, то 40 гривен следует заплатить за убийство, если (убитый) русин, либо гридин, либо купец, либо ябедник, либо мечник; если он изгой, либо словенин, то 40 гривен (штрафа) выложить за его (убийство).

Повесть временных лет. Рассказ о междоусобной борьбе на Руси после смерти Князя Владимира

В год 6523 (1015). Когда Владимир собрался идти против Ярослава, - Ярослав, послав за море, привел варягов, так как боялся отца своего; но бог не дал дьяволу радости. Когда Владимир разболелся, был у него в это время Борис. Между тем печенеги пошли походом на Русь, Владимир послал против них Бориса, а сам сильно разболелся; в этой болезни и умер 15 июля.

Древняя Русь: Быт и нравы

Русь — историческое название земель восточных славян.
RSS-материал